Меню
Председатель Ветковского районного исполнительного комитета
Приём обращений граждан и юридических лиц c 8.00
Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение.
Основная цель пенсионного обеспечения – обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, предоставление пенсионных выплат нетрудоспособным гражданам и периодическое повышение их размеров с учетом роста доходов работников.
Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), другие законодательные акты.
Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Законодательством предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.
Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при общем стаже работы не менее 25 лет, женщины при общем стаже работы не менее 20 лет при достижении общеустановленного пенсионного возраста: мужчины – 63 года, женщины – 58 лет.
Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет (статьи
11-13,15,24,47-49-2 Закона) является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж). Для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет требуется наличие страхового стажа:
Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам (статьи 17-22 Закона) требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством).
Пенсия по возрасту при 10 годах страхового стажа назначается:
Лицам с длительным (более 10 лет) периодом нахождения на инвалидности I или II группы страховой стаж для назначения пенсии по возрасту снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности. При нахождении на инвалидности 21 год и более пенсия назначается при наличии 5 лет страхового стажа (статьи 5 и 22-1).
С 1 января 2021 года лицам, достигшим возраста 65 лет – мужчины, 60 лет – женщины, имеющим страховой стаж не менее 10 лет, но менее требуемого страхового стажа для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях, назначается трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже (статья 24-1 Закона). В отличие от других трудовых пенсий размер указанной пенсии исчисляется в процентном отношении от бюджета прожиточного минимума пенсионера.
В общий стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также периоды, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона (в частности, служба в Вооруженных Силах СССР, Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 12 лет в общей сложности), период ухода за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе, период получения в дневной форме получения образования профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, получения пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности и др.). Продолжительность общего стажа влияет также на размер пенсии. Максимально учитываемая продолжительность общего стажа составляет 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.
Период, из заработка за который исчисляется пенсия, ежегодно увеличивается на 1 год. В 2023 году пенсия исчисляется из заработка за последние 29 лет подряд стажа работы.
В периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), из которого уплачивались обязательные страховые взносы, а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж (часть вторая статьи 51 Закона), в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.
Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).
Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе — 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) — 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).
Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).
Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).
К трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, установлена доплата в размере 20 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы (Постановлением Совета Министров Республики от 22 декабря 1999 г. №1976 в редакции от 06.04.2017 № 257).
К пенсиям отдельных категорий пенсионеров устанавливается надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и (или) повышение пенсий (статья 68 Закона).
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 г. №35 «О повышении пенсий» к пенсиям постоянно проживающих в Республике Беларусь неработающих пенсионеров, достигших возраста 75 лет и получающих пенсию в органах по труду, занятости и социальной защите, установлены доплаты.
Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области социального (пенсионного) обеспечения, назначается социальная пенсия. Она назначается мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам – 60 лет. Данное условие не применяется в отношении детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей, потерявших кормильца.
Социальные пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:
В целях поддержания уровня пенсионного обеспечения периодически производятся перерасчеты пенсий.
Перерасчет пенсий осуществляется:
Указ № 402 «О социальной поддержке». Основные положения
Базовый счет. Выплаты социального характера
Об изменении подходов к предоставлению досрочной пенсии
О пенсиях за особые заслуги перед Республикой Беларусь
Отложить выход на пенсию - выгодно!
Вопрос-Ответ
Для назначения трудовой пенсии по возрасту необходим не только общий стаж, но и стаж работы с уплатой страховых взносов в пенсионный фонд, так называемый страховой стаж.
В 2022 году для назначения пенсии по возрасту требуется 18 лет и 6 месяцев страхового стажа. Ежегодно страховой стаж увеличивается на 6 месяцев до 20 лет.
Для матерей с четырьмя и более детьми установлены пониженные требования к страховому стажу: четырехдетным матерям - 10 лет, матерям с пятью детьми - 5 лет.
При назначении пенсии периоды ухода за ребенком (детьми) в возрасте до 3 лет включаются в общий стаж и тем самым учитываются при исчислении размера пенсии.
При этом эти периоды включаются в стаж только одному из родителей или трудоспособных лиц, осуществлявших уход.
Периоды ухода за ребенком (детьми) в возрасте до 3 лет в страховой стаж не учитываются, поскольку в эти периоды обязательные страховые взносы не уплачивались.
С 1 января 2021 г. общая продолжительность учитываемых в общий стаж периодов ухода за детьми в возрасте до 3 лет увеличена с 9 до 12 лет.
58 лет для женщины и 63 года для мужчин в 2022 году – время входа на пенсию в Беларуси, которое установлено в результате проведения пенсионной реформы.
С 2017 года растет не только возраст выхода белорусов на пенсию. Все больше становится количество лет, когда платились страховые взносы (в 2022-м - 18,5) и число лет, за которые надо предоставить справки о заработной плате.
В 2022 году новоиспеченным пенсионерам надо предоставить документы о зарплате за последние 28 лет, а это сопряжено с многочисленными запросами и порой даже судебными заседаниями.
Практика подсказывает, что за полгода до дня рождения - и вот почему. В идеале, и в соответствии с законодательством, документы должна собирать кадровая служба предприятия, на котором работает будущий пенсионер. Имея на руках трудовую книжку работника, работодатель отправляет запросы в юрлица и архив с целью собрать сведения о заработке будущего пенсионера за последние 28 лет.
Именно 28 лет (подряд, без всяких исключений) в 2022 году необходимы для начисления пенсии. И 28 лет – не предел, будущим пенсионерам придется собирать справки и за 29, и за 30, и даже за 31 год (это случится уже в 2025 году). То есть каждый год количество лет, которые надо подтверждать, прибавляются.
Со справками с 1 января 2003 года волноваться не стоит, потому что с этого времени вступил в силу закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» и все получили свидетельства государственного социального страхования - так называемые «зеленые карточки». И с этого времени заработная плата определяется на основании выписки индивидуального лицевого счета человека.
А что делать с подтверждением зарплаты до 2003 года?
А вот до этой даты будущим пенсионерам сведения о зарплате придется искать самостоятельно вместе с работодателем: посылать запросы на предприятия либо в архивы. А поскольку количество этих лет растет с каждым годом, то часть из них попадает и на 90-е. А это время были отмечено кучей частных мелких фирм, где людям приходилось работать за неимением лучшего. И эти компании нередко исчезали, не оставив следа в архивах.
Что же делать в таком случае? Если документы о зарплате найти не удается, то за ее установлением придется обратиться в суд, который по косвенным документам сумеет это сделать. В суд стоит обратиться заранее до наступления пенсионного возраста.
Суд не примет решение в вашу пользу, если будет подтверждено документально, что предприятия, на котором вы трудились в 1990-х, не уплачивало страховые взносы. Кроме этого, суд учитывает, что с января 1994 года все предприятия и организации должны быть зарегистрированы в Едином государственном регистре. Факт заработной платы будет установлен только с даты государственной регистрации организации.
Для чего все это? Для расчета индивидуального коэффициента, который влияет на размер будущей пенсии. А он, в свою очередь, исчисляется, исходя из размера заработной платы, которую человек получал за последние 28 лет. Если выпадают несколько лет, вы не можете подтвердить, что работали и зарабатывали, то и пенсия будет меньше.
Нормативные документы
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 сентября 2021 г. № 367
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 29 ОКТЯБРЯ 2024 г. № 402
Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» от 5 января 2008г. №322-З
Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992г. № 1596-XII
Закон Республики Беларусь «О государственной службе» от 1 июня 2022 г. № 175-З