Меню
Председатель Ветковского районного исполнительного комитета
Приём обращений граждан и юридических лиц c 8.00
Охрана труда
Истекает срок действия проверки знаний по вопросам охраны труда для руководителей и специалистов предприятий и организаций всех форм собственности, не имеющих вышестоящих органов управления. В какой организации в настоящее время можно пройти проверку знаний?
ОТВЕТ:
В соответствии с частью 13 статьи 25 Закона от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (в редакции Закона Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 274-З), руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты организаций, работники служб охраны труда (специалисты по охране труда), члены комиссий организаций, не имеющих вышестоящих (не входящих в состав (систему)) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения юридического лица.
ВОПРОС:Как устанавливаются дополнительные перерывы в работах с вредными условиями труда (в цеху)? Сколько их должно быть при 8-ми часовом рабочем дне?
ОТВЕТ: В соответствии со статьей 29 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (в редакции от 18 декабря 2019 года) (далее – Закон) работникам, выполняющим работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях в холодный период года, а также отдельные виды работ , наряду с перерывом для отдыха и питания предоставляются дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для обогревания, отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах). Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР) и (или) коллективным договором.
При составлении такого раздела в ПВТР считаем, что наниматель может руководствоваться Методическими рекомендациями по определению нормативов времени на отдых и личные надобности работников в отраслях экономики, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2005 г. № 125.
С учетом вышеизложенного, по нашему мнению, в ПВТР и (или) коллективном договоре наниматель должен:
1) указать виды работ, при выполнении которых устанавливаются дополнительные специальные перерывы; 2) установить продолжительность таких перерывов; 3) указать температурные условия, при которых работникам предоставляются перерывы; 4) установить частоту (периодичность) предоставления перерывов; 5) при необходимости определить содержание отдыха (активный, пассивный, смешанный).
ВОПРОС: На какого специалиста в общеобразовательной школе можно возложить обязанности специалиста по охране труда, если нет специалистов с высшим или средним техническим образованием?
ОТВЕТ: Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением работающими требований по охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (в редакции от 18 декабря 2019 года) (далее – Закон) должности специалистов по охране труда в организациях сферы производства вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях сферы услуг – свыше 200 человек. При необходимости руководитель организации вправе принять решение о введении должности специалиста по охране труда при меньшей численности сотрудников.
При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда в соответствии со статьей 23 Закона.
Таким образом, для соблюдения установленных законодательством требований, руководителю учреждения с небольшой численностью работников необходимо направить одного из сотрудников для прохождения соответствующей подготовки, после чего возложить на него соответствующие обязанности по охране труда.
В удостоверении по охране труда прописывается место основной работы. Если сотрудник работает еще и по совместительству в другой организации, ему необходимо получать два удостоверения, по каждому месту работы?
Одной из обязанностей нанимателя по обеспечению охраны труда является осуществление обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (абзац 5 части первой статьи 17 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (в редакции от 18 декабря 2019 года).
При работе у другого нанимателя (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора, другой наниматель обязан провести обучение, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда в случаях и порядке, установленных Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (в редакции от 29 мая 2020 года) (далее – Инструкция).
Таким образом, в соответствии с пунктом 49 Инструкции работающим, прошедшим первичную проверку знаний по вопросам охраны труда, выдается удостоверение по охране труда по форме согласно приложению 6 к Инструкции.
Спецодежда (средство индивидуальной защиты) пришла в негодность, но срок носки не истек. Кто должен произвести ремонт спецодежды?
Если средство индивидуальной защиты пришло в негодность до истечения периода использования, то его замену или ремонт обязан осуществлять наниматель.
Если средство индивидуальной защиты пришло в негодность по вине работника, наниматель вправе требовать от него компенсацию затрат на ремонт, а в случае если оно не подлежит ремонту, компенсировать его остаточную стоимость.
СПРАВОЧНО: Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты работников определен Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209.
Имеет ли право по законодательству РБ работодатель не пропускать работников на предприятия без маски
Согласно п.6 части первой ст.55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) наниматель при организации труда работников обязан в числе прочих принимать необходимые меры по профилактике и предупреждению профессиональных и других заболеваний работников.
Устанавливая в организации масочный режим, наниматель регламентирует внутренний распорядок работы и обязанности работника при выполнении трудовой функции в соответствии с действующим законодательством и решениями санитарно-эпидемиологических служб. При этом данные обязанности должны быть отражены в локальном правовом акте организации (далее – ЛПА), например, в правилах внутреннего трудового распорядка. Кроме того работник должен быть ознакомлен с данным локальным актом.
Следует отметить, что в соответствии со ст.53 ТК работник обязан:
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей работники несут ответственность, предусмотренную ТК и иными законодательными актами (часть вторая ст.53 ТК).
Таким образом, если в ЛПА организации установлена обязанность соблюдения масочного режима и иных санитарно-эпидемиологических требований и работники ознакомлены с данными нормами, то их соблюдение носит обязательный характер.
В условиях распространения коронавируса COVID-19 на территории г.Гомеля и других областей Р.Б. - наниматель отправляет меня проходить очередную мед-комиссию (срок первой справки закончился). У меня пятеро детей в данной ситуации я опасаюсь её проходить, имею ли я возможность отсрочить срок прохождения комиссии на более благоприятный период времени. Работаю сторожем.
В соответствии с частью первой статьи 27 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-3 «Об охране труда» (далее — Закон) для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья работающие, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работax, где в соответствии с законодательством есть необходимость оценке состояния здоровья работающего на предмет его годности (негодности) к выполнению отдельных видов работ, проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры при ухудшении состояния здоровья.
В соответствии со статьей 17 Закона наниматель несет обязанность по недопущению к работе, отстранению от работы в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, не использующего средства индивидуальной защиты, не прошедшего медицинский осмотр, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
В условиях неблагоприятной эпидемической обстановки, вызванной распространением инфекции COVID-19, приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 марта 2020 г. № 369 «О проведении периодических медосмотров» руководителям государственных организаций здравоохранения поручено обеспечить проведение периодических медицинских осмотров работающих в условиях, препятствующих распространению инфекции.
Таким образом, проведение периодических медосмотров организовано в государственных организациях здравоохранения при соблюдении условий, препятствующих распространению инфекции, в том числе путем разделения потоков здоровых людей от потенциально инфицированных; ограничения допуска к работе сотрудников с признаками респираторных инфекций; организации ежедневной термометрии сотрудникoв перед началом рабочей смены; обеспечения разграничения потоков пациентов; введения масочного режима посещения пациентами организаций здравоохранения; увеличения числа влажных уборок с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Должны ли проходить проверку знаний в комиссии организации инженер, инженер-электрик, техник, инженер-технолог, инженер-эколог
Согласно пункта 38 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (далее – Инструкция) , на основании типового перечня должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, согласно приложению 6 к настоящей Инструкции руководитель организации утверждает соответствующий перечень.
Согласно Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь №110 от 22 сентября 2006 «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики» п.174,175,176 типовых норм - администратор баз данных, администратор сервера (web -, файл -, почтового и др.), администратор сетей должен быть обеспечен следующим средством индивидуальной защиты (далее – СИЗ) - халат из хлопчатобумажной антистатической ткани (защитные свойства ЗМиЭс). Требуется ли обеспечение администратора данным СИЗ исходя только из наименования должности указанной в вышеуказанном постановлении, если должностные обязанности данного работника не связаны с вредными и (или) опасными условиями труда, а так же с работами связанными с загрязнениями и (или) выполняемыми в неблагоприятных температурных условиях (организация не является промышленным предприятием, деятельность работника связана лишь с обслуживанием офисной техники, ремонт оргтехники также не осуществляет)? Может ли наниматель самостоятельно изменить защитные свойства данного СИЗа на более низкие, например на ЗМи?
Согласно пункта 4 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (далее – Инструкция), для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения наниматель предоставляет работникам средства индивидуальной защиты в объеме не менее установленных типовыми нормами.
Вместе с тем обращаем внимание, что согласно пункта 17 Инструкции при изменении технологии производства работ, замене оборудования на более совершенное и, как следствие, исключении или снижении уровня вредных и (или) опасных производственных факторов наниматель по согласованию со службой охраны труда организации (специалистом по охране труда или уполномоченным должностным лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по охране труда) и профсоюзами или уполномоченными лицами может отдельные виды средств индивидуальной защиты, предусмотренные в типовых нормах для защиты от вышеуказанных вредных и (или) опасных производственных факторов, не включать в нормы организации или предусматривать в них как дежурные средства индивидуальной защиты.
Как написать жалобу в комитет по труду г. Гомеля для вызова проверки на предприятие (нарушение условий труда)
В соответствии со статьей 38 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» надзор за соблюдением законодательства об охране труда осуществляется Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Таким образом, в случае несоблюдения работодателем (нанимателем) норм законодательства об охране труда, работающий (работник) вправе обратиться в Гомельское областное управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (246050, г. Гомель, ул. Советская, 28) с целью установления факта нарушения законодательства об охране труда и привлечения работодателя (нанимателя) к административной ответственности.
Каковы первоочередные обязанности нанимателя, если произошел несчастный случай на производстве?
Наниматель получив сообщение о несчастном случае на производстве:
О групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом, несчастном случае, явно относящемся в соответствии со схемой определения тяжести производственных травм к категории несчастных случаев с тяжелым исходом, организация, наниматель, страхователь немедленно сообщает:
О других несчастных случаях с тяжелым исходом организация, наниматель, страхователь информирует указанные органы и организации после получения заключения организации здравоохранения о тяжести травмы потерпевшего.
Сообщение о несчастном случае на производстве передается по телефону, телеграфу, телефаксу, другим средствам связи по установленной форме сообщения о несчастном случае на производстве.
В каких случаях оформляется акт о непроизводственном несчастном случае формы НП?
Несчастный случай оформляется актом о непроизводственном несчастном случае формы НП, если повреждение здоровья, смерть потерпевшего:
Акт формы НП составляется в четырех экземплярах.
Решение об оформлении актом формы НП несчастных случаев, обусловленных исключительно заболеванием потерпевшего, принимается, если в результате расследования не будут выявлены организационные, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические и иные причины, а также вредные производственные факторы, приведшие к ухудшению здоровья потерпевшего.
В чем состоят обязанности нанимателя по окончании расследования несчастного случая?
Наниматель в течение двух рабочих дней по окончании расследования:
Наниматель в течение пяти рабочих дней ознакамливает с актом формы Н-1 лиц, допустивших нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, приведшие к несчастному случаю (в том числе если они не являются работниками нанимателя).
Какие квалификационные требования к инженеру по охране труда?
В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих, к инженеру по охране труда предъявляются следующие квалификационные требования:
инженер по охране труда I квалификационной категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по охране труда II квалификационной категории не менее 3 лет.
инженер по охране труда II квалификационной категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по охране труда или других инженерных должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.
инженер по охране труда: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I квалификационной категории не менее 3 лет, либо других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным (техническим) образованием, не менее 5 лет.
Где и каким образом готовят специалистов по охране труда?
Сегодня, на базе высшего образования , можно пройти переподготовку и получить квалификацию «Специалист по охране труда» в учреждениях образования Гомельской области, например, в УО «Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого», ГУО «Гомельский инженерный институт МЧС РБ » , УО «Белорусский государственный университет транспорта», а также в других учреждениях образования Республики Беларусь, например, ГУО «Республиканский институт переподготовки кадров Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (г. Минск), УО «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров в области газоснабжения «ГАЗ-ИНСТИТУТ» (г. Минск), УО «Кадры индустрии» (г. Минск), УО «Гродненский государственный университет им . Янки Купалы , ГУО «Белорусско-Российский университет» (г. Могилев), УО « Белорусская государственная сельскохозяйственная академия » (г. Горки, Могилевская область), УО «Полоцкий государственный университет» (г. Новополоцк).
На сегодняшний день, единственным вузом в Республике Беларусь, где с 2006 года производится набор абитуриентов на дневную, а с 2012 года – и на заочную формы обучения инженеров по охране труда, является УО «Белорусский государственный аграрный технический университет» (г.Минск).
Начальник управления по труду Т.В.Воинова
Занятость населения
Здравствуйте. Не работаю. Хочу пройти обучение по профессии парикмахер. Возможно ли это?
Да, это возможно.
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года №125-З «О занятости населения Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 18 июля 2016 года (далее – Закон о занятости) граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах государственной службы занятости населения в целях выбора рода занятий, трудоустройства, возможности профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и освоения содержания образовательной программы обучающих курсов.
Безработные граждане в соответствии с Законом о занятости имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.
Обучение безработных по направлению органов по труду, занятости и социальной защите осуществляется на основании Закона о занятости, Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных и иных категорий граждан и освоения ими содержания образовательной программы обучающихся курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.10.2006 № 1334 (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2018 г. № 396) и других актов законодательства в сфере занятости и профессионального образования.
Обучение планируется в соответствии с потребностями рынка труда и заявками нанимателей в кадрах по мере комплектования учебной группы из числа безработных граждан.
Здравствуйте, я хочу стать на учёт по безработице, работала в августе но уволилась, в след месяце мне на больничный по беременности и родам, когда лучше стать на учёт сейчас или уже на больничном, куда и в какой кабинет приходить?
Основными нормативными документами, регламентирующими порядок назначения и выплаты пособий по материнству (в том числе пособия по беременности и родам) и семейных пособий, являются:
В соответствии со статьей 7 Закона право на пособие по беременности и родам имеют, в том числе женщины, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов (далее – органы по труду, занятости и социальной защите) в качестве безработных либо проходящие профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивающие содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) (далее – образовательная программа обучающих курсов) по направлению этих органов.
Для назначения пособия по беременности и родам в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства представляются документы, указанные в пункте 2.5. Перечня, а именно: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и листок нетрудоспособности.
Согласно Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1, листки нетрудоспособности при наличии оснований выдаются женщинам в сроке наступления отпуска по беременности и родам из числа зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных либо проходящих профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивающих содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению этих органов.
Для регистрации в качестве безработного в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства представляются документы, указанные в пункте 2.30. Перечня, а именно:
Здравствуйте! меня интересует, я с февраля официально нигде не работал, на учет по безработице не становился, на данный момент устраиваюсь на работу и мне дали документ в отдел занятости направление, т.к я некоторое время не работал, мне предоставят документ какой или нет? спасибо
В соответствии с действующим законодательством наниматели обязаны письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение пяти дней со дня их образования. Наниматель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к ним, на равных условиях с гражданами, имеющими направления органов по труду, занятости и социальной защите.
Для регистрации граждан в качестве безработных ими представляются документы, указанные в пункте 2.30 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан». Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется по их месту жительства органами по труду, занятости и социальной защите при личном обращении. При невозможности регистрации в качестве безработных граждане учитываются в качестве обратившихся по вопросам трудоустройства, при этом, равно как и зарегистрированным безработным гражданам, им оказывается содействие в подборе подходящей работы.
Орган по труду, занятости и социальной защите, при наличии сведений о вакансии, выдает гражданину направление на работу. При приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, наниматель в пятидневный срок возвращает в орган по труду, занятости и социальной защите направление с указанием дня приема гражданина на работу. В случае отказа нанимателя в трудоустройстве, выданное направление на работу с указанием причины отказа, заверенное подписью уполномоченного должностного лица нанимателя, гражданин обязан возвратить в орган по труду, занятости и социальной защите.
Гражданам, зарегистрированным в установленном порядке безработными, гарантируется бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу.
Здравствуйте, у меня такой вопрос, я безработная могу ли я получить выплаты по уходу за ребенком дородовые и послеродовые или нет, какие документы нужно и куда предоставить, муж иностранец, работает за пределами РБ. В женской консультации вместо больничного листа выдали справку, обосновываясь тем, что я не работаю. Спасибо
Основными нормативными документами, регламентирующими порядок назначения и выплаты пособий по материнству (в том числе пособия по беременности и родам) и семейных пособий, являются:
В соответствии со статьей 7 Закона право на пособие по беременности и родам имеют, в том числе женщины, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов (далее – органы по труду, занятости и социальной защите) в качестве безработных либо проходящие профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивающие содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) (далее – образовательная программа обучающих курсов) по направлению этих органов.
Для назначения пособия по беременности и родам в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства представляются документы, указанные в пункте 2.5. Перечня, а именно: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и листок нетрудоспособности.
Согласно Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1, листки нетрудоспособности при наличии оснований выдаются женщинам в сроке наступления отпуска по беременности и родам из числа зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных либо проходящих профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивающих содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению этих органов.
Для регистрации в качестве безработного в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства представляются документы, указанные в пункте 2.30. Перечня, а именно:
Здравствуйте. Подскажите, вы проводите обучение по профессии крановщик?
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года №125-З «О занятости населения Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 18 июля 2016 года (далее – Закон о занятости) граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах государственной службы занятости населения в целях выбора рода занятий, трудоустройства, возможности профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и освоения содержания образовательной программы обучающих курсов.
Безработные и иные категории граждан в соответствии с Законом о занятости имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и освоение содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.
Обучение безработных по направлению органов по труду, занятости и социальной защите осуществляется на основании Закона о занятости, Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных и иных категорий граждан и освоения ими содержания образовательной программы обучающихся курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.10.2006 № 1334 (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2018 г. № 396) и других актов законодательства в сфере занятости и профессионального образования.
Для регистрации в качестве безработного гражданами в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства представляются документы, указанные в п.2.30 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200.
Какие документы нужны и куда обращаться для регистрации в качестве безработного?
В соответствии с Перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан" для регистрации в качестве безработного необходимо представить следующие документы:
Для регистрации в качестве безработного и получения содействия в области занятости населения необходимо обращаться в управление по труду занятости и социальной защите по месту своего жительства (регистрации).
Если человек нигде не работает и зарегистрировался безработным, будет ли он платить «налог» по Декрету № 3?
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 №3 «О предупреждении социального иждивенчества» граждане, зарегистрированные в качестве безработного в управлениях по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов, при отсутствии установленных фактов нарушения ими обязанностей в области занятости населения, признаются участвующими в финансировании государственных расходов.
Поэтому они не будут признаны плательщиками сбора на финансирование государственных расходов.
Какие активные меры содействия занятости оказывает государство гражданам, обратившимся в органы по труду, занятости и социальной защите, чтобы найти работу?
Гражданам, обратившимся в управления по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве и зарегистрированным в качестве безработных, предлагаются различные активные меры содействия занятости. К ним относятся: содействие в поиске подходящей работы, профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации или освоение содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органа по труду, занятости и социальной защите по востребованным на рынке труда профессиям, специальностям, содействие в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, организация оплачиваемых общественных работ, организация работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы.
Кроме того, в сети Интернет функционирует Информационный портал государственной службы занятости (далее – портал) по адресу www.gsz.gov.by . Портал позволяет получать сведения о наличии вакансий, как в целом по республике, так и по каждому региону либо населенному пункту в отдельности, доступ к банку данных профессиограмм для осуществления профориентации граждан, а также к информации по обучению безработных, создавать для каждого клиента государственной службы занятости «личный кабинет», в котором можно размещать анкеты-резюме
Как решается вопрос трудоустройства учащихся школ? Может ли подросток устроиться на работу, например, в течение учебного года?
Трудоустройство учащихся учреждений образования возможно в рамках организации временной трудовой занятости учащейся молодежи в свободное от учебы время, в том числе в летний период, с участием средств Фонда социальной защиты населения. Временное трудоустройство несовершеннолетних организуется с целью приобщения молодежи к общественно полезному труду и получения трудовых навыков, адаптации к трудовой деятельности и подготовки к самостоятельному выходу на рынок труда. Работы проводятся непосредственно в учреждениях образования, библиотеках, центрах социального обслуживания населения. Наиболее часто подростками выполняются такие виды работ, как: ремонт школьной мебели и книг, пошив швейных изделий, изготовление стендов, благоустройство пришкольных территорий, посадка цветов, деревьев, кустарников.
Я работаю электромонтером на одном из предприятий г.Гомеля, умею выполнять дуговую сварку. Где можно пройти обучение на электросварщика?
Переподготовка по специальностям «электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах» (срок обучения - 1,5 месяца) и «электрогазосварщик» (срок обучения 3,25 месяца) осуществляется в Гомельском филиале учреждения образования «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров в области газоснабжения «ГАЗ-ИНСТИТУТ» (далее – Гомельский филиал). Начало занятий – по мере комплектования учебных групп. Гомельский филиал находится по адресу: г. Гомель, 8 – й переулок Ильича, 30. Более подробную информацию можно получить на сайте Гомельского филиала: www.gazinstitut.by. Безработные граждане имеют право на бесплатную профессиональную переподготовку по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.
Как государственная служба занятости населения помогает гражданам повысить конкурентоспособность на рынке труда?
В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда служба занятости предоставляет гражданам, зарегистрированным в установленном порядке безработными, возможность получения необходимых для начала или возобновления трудовой деятельности профессиональных знаний и умений через профессиональное обучение за счет средств Фонда социальной защиты населения.
Период профессионального обучения безработных по направлениям органов службы занятости в дневной форме засчитывается в стаж работы, о чем производится запись в трудовой книжке. Профессиональное обучение безработных осуществляется в учреждениях образования, а по профессиям рабочих может осуществляться также непосредственно на рабочих местах.
Какой размер пособия получает сегодня безработный, зарегистрированный в органах государственной службы занятости?
Размер пособия по безработице гражданам, состоящим на учете в службе занятости, назначается индивидуально в зависимости от размера средней заработной платы по последнему месту работы, стажа работы, количества календарных недель работы перед обращением в службу занятости, длительности перерыва в работе и др.
Минимальный размер пособия – 70 % базовой величины.
Максимальный размер пособия – 2 базовые величины.
Безработным, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет, размер пособия увеличивается на 10 %, а при наличии трех и более детей (двух и более детей-инвалидов) указанного возраста – на 20 %.
Безработным, получающим пенсии, пособие по безработице назначается в размере разницы между размером получаемой пенсии и размером пособия по безработице, определенным для данного гражданина.
Бывает ли так, что человек, состоящий на учете, находит работу, но при этом не снимается с учета? Какие последствия могут быть для человека?
В случае трудоустройства на временную работу в период получения пособия по безработице без уведомления органов государственной службы занятости населения безработному гражданину приостанавливается выплата пособия по безработице на срок до трех месяцев.
В случае трудоустройства на постоянную работу безработный гражданин признается занятым и подлежит снятию с учета с даты трудоустройства. Пособие по безработице, полученное после трудоустройства, подлежит возврату в Фонд социальной защиты населения, как полученное обманным путем.
Мы часто слышим о приглашении безработных переехать на постоянное место жительства в сельскую местность с предоставлением работы. Расскажите подробнее, как ведется эта работа?
Переселение безработных и членов их семей на новое место жительства производится при предоставлении безработным работы в другой местности в целях содействия их занятости, обеспечения нанимателей работниками и осуществляется в пределах Республики Беларусь.
Право на оказание содействия в переселении на новое место жительства и работы имеют безработные. Совершеннолетние члены семьи безработного переселяются только с их письменного согласия. Безработные, не достигшие 18 лет, переселяются только с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей, за исключением случаев объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным).
Информация о наличии свободных рабочих мест с предоставлением жилья содержится в Общереспубликанском банке данных о наличии свободных рабочих мест (вакансий). С данной информацией можно ознакомиться в органах по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов, а так же в сети Интернет на Информационном портале государственной службы занятости по адресу www.gsz.gov.by .
Безработным, заключившим договор о переселении, производится выплата денежных средств в размере семикратной величины бюджета прожиточного минимума, дополнительно производится выплата денежных средств в размере двукратной величины бюджета прожиточного минимума при переселении безработных из городов на новое место жительства и работы в малые города, средние городские поселения, в сельскую местность, а также города – спутники. При расчете размера выплат принимается бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения, утверждаемый в установленном законодательством порядке, действующий на дату трудоустройства.
Возмещение расходов на переезд безработного и членов его семьи производится при представлении подтверждающих документов.
Каким категориям граждан сложнее всего найти работу? Существуют ли какие то дополнительные гарантии занятости для этих категорий?
Наиболее уязвимые категории граждан в плане трудоустройства, которым сложнее всего найти работу – граждане, впервые ищущие работу (выпускники школ), длительно неработающие граждане, женщины, имеющие несовершеннолетних детей, инвалиды.
Государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости населения следующим гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда:
Дополнительные гарантии в области содействия занятости населения гражданам обеспечиваются путем установления брони для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Какие виды трудоустройства предлагаются для инвалидов?
Для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда, к которым относятся и инвалиды, горрайисполкомы на местах устанавливают до начала очередного календарного года нанимателям броню для приема на работу таких граждан на имеющиеся свободные рабочие места (вакансии).
В случае необходимости броня для приема на работу граждан может устанавливаться дополнительно в течение года.
Кроме того, службой занятости осуществляется программа "Адаптация безработных инвалидов".
Трудовая адаптация безработных инвалидов представляет собой их трудоустройство, адаптацию и трудовую деятельность на конкретном рабочем месте и осуществляется в целях приобретения и совершенствования безработными инвалидами профессиональных знаний, умений и навыков работы с учетом имеющейся у них специальности.
Финансирование мероприятий по адаптации безработных инвалидов производиться как за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь , так и других источников.
Мы знаем, что каждый, состоящий на учете в службе занятости, должен отработать на общественных работах. Какие существуют нормативы?
Согласно статье 19 Закона Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" безработные принимают участие в оплачиваемых общественных работах. Оплата труда граждан, занятых на оплачиваемых общественных работах, проводится в соответствии с законодательством о труде.
На граждан, занятых на таких работах, распространяются социальные гарантии, включая право на получение пенсий, пособий по безработице, в установленном законодательством порядке.
Порядок организации и условия проведения оплачиваемых общественных работ, в том числе порядок установления месячной нормы участия безработных в указанных работах, определяются местными исполнительными и распорядительными органами при участии органов государственной службы занятости населения
Как служба занятости помогает тем, кто собирается открыть свое дело?
Прежде всего, содействие в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности безработным осуществляется органами по труду, по труду, занятости и социальной защите с учетом социально-экономической ситуации и положения на рынке труда в административно-территориальных единицах республики и выражается в ее организационном и методическом обеспечении, а также в финансовой поддержке.
За счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь могут выделить безработным на основании представленных документов субсидию для организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.
Субсидия предоставляется в размере одиннадцатикратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату заключения органами по труду, занятости и социальной защите с безработным договора о предоставлении субсидии. При организации безработными предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности в малых городах и населенных пунктах с устойчиво высоким уровнем безработицы, перечень которых определяется мероприятиями по реализации (выполнению) государственной программы содействия занятости населения, а также в сельских населенных пунктах субсидия предоставляется в размере 15-кратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату заключения органами по труду, занятости и социальной защите с безработным договора о предоставлении субсидии. Субсидия может быть использована для приобретения оборудования, инструментов, сырья, материалов, машин и механизмов, а также иные цели, связанные с организацией предпринимательской деятельности , деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.
Волнует судьба выпускников, которые получили право самостоятельного трудоустройства («свободные дипломы»). Если они не смогут устроиться на работу, будут ли они попадать под действие Декрета № 3.
Выпускники, учреждений образования, которым выдана справка о самостоятельном трудоустройстве и которые не смогли трудоустроиться, могут зарегистрироваться в органах по труду, занятости социальной защите по месту постоянного жительства в качестве безработных. Тогда они не будут признаваться плательщиками сбора на финансирование государственных расходов, предусмотренного Декретом Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 №3 «О предупреждении социального иждивенчества».
Существует общая тенденция, когда руководители не очень хотят брать на работу молодых специалистов, тех, кто не имеет опыта работы. Какой выход находит служба занятости?
Для приобретения безработными профессиональных знаний, умений и навыков практической работы на производстве по имеющимся у них специальностям, профессиям и квалификации организуется трудоустройство для приобретения опыта практической работы по полученной профессии, специальности (направлению специальности, специализации), квалификации – сроком от 2 до 6 месяцев. Трудоустройство организуется на вакантных рабочих нанимателей. Около 50 процентов безработных граждан, трудоустроенных для приобретения опыта практической работы, остаются работать на этих местах.